21.08.2020
8069
Статья

Шпаргалка для педагога: что такое новая грамотность и универсальные компетентности

Мы часто и много говорим о том, как изменить школу, чтобы выпускники не просто успешно сдавали ЕГЭ, владея определенным набором знаний, но и могли потом применять в жизни то, чему они научились в школе. Но как это сделать на практике? И какое отношение к этому имеет новая грамотность и универсальные компетентности? Давайте разберемся по пунктам.

60d7c79d78b1aef20c87c90b95f0be85.png

Все говорят про новую грамотность, но что это?

Да, мы привыкли воспринимать слово «грамотность» линейно. Но даже в самом простом понимании грамотности изначально были чтение, письмо и счёт, так называемые 3R (Reading, wRiting, aRithmetic). Эта грамотность остается базовой и сейчас, никто не выбрасывает её за борт образования, потому что она лежит в основе процесса обучения. Это так называемая универсальная инструментальная грамотность — она не привязана к конкретному контексту. В современном мире мы пользуемся ею не только на бумаге, но и в цифровой среде (так вырастает цифровая грамотность).

Такая грамотность — это то, что позволяет ребенку и взрослому учиться в мире, в котором опыт, информация передаются словами и их символическим изображением (буквами, цифрами, рисунками).

Второй тип грамотностей — это специальные (предметные) современные грамотности. К их числу относятся, например, финансовая грамотность, культурная, гражданская и так далее. Они опираются на первый тип грамотности, который мы даём детям. Этот набор пополняется со временем — в зависимости от того, как меняется наш мир и знания о каких сферах жизни в нем становятся важны для каждого человека. И именно поэтому комбинация двух типов грамотности позволяет нам уже в школе давать детям больше возможностей для восприятия мира, активного с ним взаимодействия и участия в самом процессе образования.

И если мы посмотрим на слово «грамотность» даже под традиционным углом, мы увидим, что тут нет никакого противоречия. Неграмотность всегда была барьером для движения вперёд или просто действия.

А что такое универсальные компетентности?

Это способность человека действовать определенным образом в определенной ситуации — в том числе даже неосознанно. Формально компетентность — это сочетание знаний, навыков и деятельностных установок, которыми владеет ребенок (и взрослый человек, конечно, тоже), для совершения различных действий — в учебе, в жизни, в работе. При этом знания включают в себя «большие идеи», относящиеся к какому-либо вопросу (понимание принципов, позволяющих воспринимать этот вопрос, вырабатывать к нему отношение), навыки — способность действовать, используя эти знания в той или иной реальной ситуации, а установки — это принципы, которые определяют реакцию человека на других людей, идеи, ситуации. То есть это тренируемая способность решать разнообразные задачи в самых разных ситуациях.

1.png

Компетентности формируются постепенно, тут нет единой линии, жестко ограниченной временем и оценочными планками. Но при этом они необходимы человеку для личного развития, самореализации, участия в жизни своего общества. Универсальные компетентности делятся на три вида (хотя чаще всего работают, переплетаясь, все вместе одновременно):

  • компетентность мышления — навыки критического и креативного мышления, способность находить, придумывать и выбирать решение;

  • компетентность взаимодействия с другими людьми — навыки сотрудничества, способность договариваться, адаптироваться к людям, лидерские качества;

  • компетентность взаимодействия с собой — самоконтроль, саморегуляция и рефлексия.


И этому надо учить в школах?

Да, обязательно, причем это естественная часть основного учебного процесса. Давайте попробуем подумать, как за последнее время менялась концепция образовательного процесса. Раньше в центре был учитель, который доносил знания до учеников. Сейчас мы приняли ценность ученика (или стараемся принять) — его интереса и опыта, позицию первооткрывателя. То есть в конце концов результатом образования становится не грамотно донесённое знание, а активный и заинтересованный ребенок, который умеет эти знания добывать, использовать их, рефлексировать, работать вне рамок «туннельного подхода», который не зазубрил не очень понятные или нужные ему факты, а разобрался в них и научился их применять там, где они могут быть полезны.

Результатом образования становится активный и заинтересованный ребенок, который умеет «добывать» знания, использовать их и рефлексировать.

2.png

Зачем это нужно? Мир изменился — мы часто говорим эту фразу, но это так, и вряд ли можно сказать иначе. Если сегодня дать ребенку минимальный фиксированный набор предметных знаний (но не научить самостоятельно чему-то учиться в дальнейшем, не научить воспринимать и оценивать новую информацию), это серьезно ограничит будущие возможности ребенка, его гибкость по отношению к миру, лишит выбора своего пути. Наш мир быстро и не всегда предсказуемо меняется, будущее слишком неопределённо, чтобы можно было наверняка предугадать, какие именно знания будут востребованы, тогда как способность учиться самостоятельно, выявлять важную информацию и отсеивать лишнее поможет вовремя адаптироваться к новым условиям.

Но мы же уже это делаем?

Увы, нет. Проведённый в 2018 году опрос показал — чем моложе учитель, тем вероятнее он ориентирован на классическую передачу знания и тем реже его типичный урок включает практики развития современных навыков. Интересно, что именно учителя старшей возрастной группы стремятся раскрыть личностный потенциал детей, научить их думать и анализировать. 

Но при этом среди всех универсальных компетентностей только навыки критического мышления кажутся педагогам задачей школы. Например, лишь 25 % опрошенных педагогов видят в числе своих задач развитие у детей навыков общения и совместной работы, меньше 3 % готовы работать с установкой уважительного отношения к окружающим. Меньше половины учителей готовы принять позицию, что школа должна учить ребенка применять знания в реальной жизни. Но именно школа должна работать с учениками над развитием этих навыков, потому что думать о них на рабочем месте уже слишком поздно.

И что, надо сломать систему?

Нет, речь идет о новом взгляде на существующую систему, о более глубоком подходе. Всем уже очевидно, что просто пересмотр набора школьных предметов не работает: добавить один предмет, убрать другой — такой вариант не срабатывает. Так возникает лишь перегрузка учебной программы; к тому же очень часто то, чему мы начинаем учить детей в начальной школе, к 11-му классу уже устаревает. Именно поэтому стоит менять не столько перечень предметов и основных тем, сколько подход к их изучению и методы, которыми это делается. 

Акцент должен быть на понимании принципов, взаимосвязей и закономерностей, а не запоминании отдельных фактов. Важнее понять, почему возникают социальные конфликты, чем запомнить последовательность и даты сражений.

Важнее понять, почему возникают социальные конфликты, чем запомнить последовательность и даты сражений

Конечно, новый подход должен быть отражен и в итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ), иначе учителя будут разрываться между подготовкой к экзаменам и добросовестным глубоким обучением, рассчитанным на долгосрочную перспективу. Просто ГИА тоже получает новые смыслы: проверяет не множество заученных фактов и формул, а понимание принципов, способность узнавать их и переносить из одного контекста в другой, способность убедительно и аргументированно выражать свои мысли и т. д. Тем самым проблема «натаскивания» школьников на ЕГЭ снимется сама собой: к новому экзамену нельзя натаскать, надо научить ребенка мыслить, рассуждать.

3.png

А если я готов, хочу и могу, есть ли какая-то база?

Главное — принять то, что вы не «гоните» учебный материал по установленной программе, а стараетесь поддержать ученика в его собственном обучении. Очень важно, чтобы задачи, которые вы ставите перед детьми, были им близки, связаны с их жизнью здесь и сейчас. Важно предлагать задания, которые требуют собственного творческого вклада ученика. Чтобы у ребенка возникало желание двигаться вперед, выбирать себе то, что ему интереснее и ближе. Важно: это не значит, что ребенок предоставлен самому себе (и может выбрать путь полегче и пропустить что-то действительно важное). Это значит, что учитель задает общее русло, внутри которого ученик прокладывает наиболее подходящую для него траекторию — но, двигаясь по своей траектории, ученик постигает все те принципы и «большие идеи», которые объективно важны для данного предмета и межпредметной плоскости.

Большую роль играет оценивание: не оценка (сухая цифра), а живой содержательный отклик учителя, «зеркало», показывающее, что в работе получилось здорово, а что могло бы быть лучше. Оценивание должно не пугать (страх плохой оценки), а вдохновлять на новые задачи. Важен словесный комментарий (устный или письменный), поясняющий удачные и неудачные стороны ученической работы («Убедительно описаны переживания персонажа», «Мне понравился выбор слов для описания…», «Задачу про яблоки ты решал правильно, но не учёл…» и т. п.) или оценивающий усилия ученика («Молодец!», «Очень хорошо!», «Знаю, тебе было сложно, но ты справился!» и т. п.). Огромную роль такой отклик приобретает в условиях дистанционного обучения, когда живой контакт между учителем и учениками поддерживать труднее.

4. прозрачный фон.png

Если же говорить о конкретных педагогических методах, то их три, и работают они все вместе (это не выбор одного из трех на свой вкус):

  • Как подходить к предмету. Глубокое постижение ключевых понятий: это сборка мозаичных фактов в «большие идеи» — то, что остаётся в голове ученика, когда из памяти стираются детали. Большие идеи могут охватывать сразу несколько предметов, они помогают увидеть связи и разобраться с россыпью фактов. Пример большой идеи: «Изучение иностранных языков помогает лучше понять родной язык»; «Особенности строения живого организма отражают среду, в которой он обитает, и то, какой образ жизни ведет».

  • Как работает ученик. Обучение через открытия: американский психолог и педагог Джером Брунер (в каком-то смысле он был последователем советского психолога Льва Выготского) говорил, что можно «достичь мощного эффекта, если мы позволим учащемуся самому разобраться, самому стать открывателем». И действительно, основная задача учителя в этом подходе состоит в том, чтобы вдохновлять и мотивировать ученика на самостоятельный поиск решения. Безусловно, лучше всего для этого подойдут открытые задачи — имеющие более одного решения или не имеющие однозначного решения.

  • Как ученики работают вместе. Проектное обучение: это тоже движение к определенному результату, поиск подходящего решения, но в группе из нескольких человек, часто — в рамках межпредметных проектов. Здесь, как и в предыдущем методе, важно научить детей задавать точные вопросы и решать открытые задачи.

Узнать подробности по каждому из вопросов можно в исследовании НИУ ВШЭ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.

Назад