21.08.2020
1691
Статья

Как научить детей думать самостоятельно и что такое «большие идеи»

Как научить детей думать самостоятельно и что такое «большие идеи»

Мы живем в мире, перенасыщенном самой разной, в том числе недостоверной информацией, которой с каждым годом становится все больше. А значит, одна из задач современной школы — научить детей не только усваивать знания, но и думать самостоятельно — анализировать, рассуждать, находить противоречия и делать выводы.

Что такое «большие идеи»?

Термин «большие идеи» все чаще звучит в дискуссиях о современной школе, но не все знают, что именно он означает. Попробуем разобраться. Если говорить совсем просто, большая идея — это некий каркас для понимания разрозненных фактов, теорий и концепций, часто находящихся в разных научных сферах. Принцип обучения, построенного на понимании больших идей, помогает детям находить связи между явлениями и логику происходящих в мире процессов.

Принцип обучения, построенного на понимании больших идей, помогает детям находить связи между явлениями и логику происходящих в мире процессов.

«Большие идеи» — основа смыслового обучения, одного из методов, способствующих развитию универсальных компетентностей. В отличие от традиционных моделей, которые фокусируются, как правило, на умении запоминать конкретные факты, смысловое обучение фокусируется на понимании общих принципов и понятий, которые применяются к различным ситуациям и контекстам. Понимая принцип, гораздо проще достроить детали самостоятельно.

Идею можно считать «большой», если она помогает увидеть связи между на первый взгляд не связанными друг с другом фактами, разобраться в обилии информации, которая часто кажется беспорядочной. И самое главное — «большие идеи» поддерживают учебную мотивацию, поскольку помогают ребенку ответить на вопросы «А зачем я это изучаю?» и «Где еще я могу это встретить?».

Как это может пригодиться в жизни?

Обучение, построенное на постижении «больших идей», помогает узнать основные особенности события или явления даже при отсутствии знаний о деталях конкретной истории. Понимание аспектов окружающего мира в будущем поможет ребенку в принятии решений, касающихся его здоровья, выбора карьеры, отношений с людьми. Практика постановки вопросов, поиска ответов и доказательств, умение узнавать знакомые модели и связи между ними в различных ситуациях делают ребенка более уверенным в себе и стимулируют его интерес к учебе.

Практика постановки вопросов, поиска ответов и доказательств, умение узнавать знакомые модели и связи между ними в различных ситуациях, делают ребенка более уверенным в себе и стимулируют его интерес к учебе.

Способность увидеть взаимосвязь между различными идеями (как в науке, так и в обычной жизни) — очень важная часть подготовки к будущей работе и жизни. Образование, помогающее детям соединять идеи как в рамках предмета, так и за его пределами, готовит их к тому, что в будущем им придется решать проблемы реального мира, связанные с глобальными вопросами современности — экологией, энергетикой, медициной.

2.png

Как работают «большие идеи»?

«Большие идеи» опираются на «переломные понятия» — теории и концепции, не ограниченные одной дисциплиной, которые:

  • трансформируют восприятие — то есть меняют представление о каком-либо явлении или предмете;

  • неудобны — их может быть трудно понять, но когда они поняты, упрощают дальнейшее обучение;

  • необратимы — если ученик усвоил понятие, он уже не может вернуться в состояние, когда он в этом совсем не разбирался;

  • интегративны — то есть позволяют выявлять свойства предмета, которые проявляются в различных контекстах и позволяют выявлять закономерности.

Например, в биологии «переломными понятиями» можно назвать вероятность и случайность; равновесие; временной или пространственный масштаб. В математике это предел, функция, симметрия, пропорция. В физике— инерция.

Как формулировать «большие идеи»?

Для каждого включенного в учебную программу предмета необходимо ответить на вопрос «Какой главный принцип восприятия и интерпретации мира должны вынести для себя ученики по итогам изучения этого предмета?». Ответ на этот вопрос станет «большой идеей» для предмета в целом.

Затем нужно сформулировать вопросы для каждого раздела («части речи» в русском языке, «неорганические соединения» в химии, «царство растений» в биологии и так далее):

  • В каком направлении следует направить анализ?

  • Какие связи между элементами данного раздела наиболее значимы?

  • Какая идея поможет лучше, глубже, быстрее понять что-то важное про явления или процессы, изучаемые в данном разделе?

  • Какая идея поможет практически использовать знание, которое собрано в рассматриваемом разделе?

  • Какая идея поможет узнать похожее явление в новой ситуации?

Ответы на эти вопросы адаптируют «большую идею», сформулированную для предмета в целом, под конкретную задачу учителя. И именно их усвоение необходимо проверять при оценке образовательных результатов.

Пример раскрытия «большой идеи»

Для примера рассмотрим «большую идею» из обществознания, которая звучит так:

«Человеческое общество развивается и меняется. На векторы и темпы изменений влияют как внешние по отношению к человеку причины (природа), так и причины, вызываемые действиями человека». Ее освоение учениками происходит в три этапа

В первом классе детям объясняется, что:

3. прозрачный фон.png
  • мы влияем на окружающую нас среду, а окружающая нас среда определяет то, кто мы такие и как мы живем;

  • наши права, роли, обязанности важны для того, чтобы наше общество было сильным;

  • здоровое общество признает и уважает различия между людьми, заботится об окружающей среде.

Для учеников четвертого класса основные вопросы рассматриваемой «большой идеи» можно сформулировать так:

4.png

  • погоня за ценными природными ресурсами играла ключевую роль в изменении жизни людей и общества в целом;

  • демографические изменения ведут к изменениям экономической и политической власти.

Варианты вопросов для восьмого класса:

5.png

  • контакты и конфликты между народами способствуют значительным культурным, социальным и политическим изменениям;

  • исследования земель, экспансия и колонизация имели разные последствия для разных социальных групп.


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании  образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители – и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.

Назад