05.02.2021
4368
Пособие

Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога

Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога


Программа по развитию личностного потенциала опирается на средовой подход в образовании. Средовой подход:

  • подразумевает создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения детей;

  • позволяет опосредованно управлять образовательным процессом, направленным на развитие личности каждого ребенка;

  • способствует достижению предметных и метапредметных результатов обучающихся.

Именно поэтому оценка, проектирование, создание и развитие личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в каждой образовательной организации-участнике Программы является первым шагом и необходимым условием успешной реализации изменений. Для этого управленцы школ и детских садов проходят обучение по ППК «Управление созданием ЛРОС», осваивают технологию средового проектирования и диагностики среды, разрабатывают проекты создания ЛРОС, включая в эту разработку всех участников образовательных отношений: педагогический коллектив, родителей, детей. Методология оценки и проектирования ЛРОС, используемая в Программе, разработана доктором психологических наук, профессором МГПУ Витольдом Альбертовичем Ясвиным.

В этом разделе библиотеки вы найдете методические материалы, которые помогут каждой образовательной организации изменить свою образовательную среду и стать «Школой возможностей».

«Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум»

Автор: В.А. Ясвин (PDF, 9 МБ)

В пособии даны подробные инструкции по использованию экспертно-проектного методического комплекса, разработанного автором для педагогического проектирования и организации личностно-развивающих образовательных сред. Представлены методика экспертизы организационно-технологического компонента и методика качественного анализа школьной среды. Именно эти методики положены в основу программ повышения квалификации управленческих команд, реализуемых в рамках Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Адресуется руководителям сферы образования, педагогам и специалистам методических служб.

«Компетенции «4К»: средовые решение для школы. Практические рекомендации»

Авторы: М.А. Пинская, А.М. Михайлова (PDF, 27 МБ)

В пособии представлены примеры создания в образовательных организациях личностно-развивающей среды, необходимой для развития личностного потенциала детей. Основной акцент в рекомендациях сделан на тех элементах школьной среды, которые способствуют развитию компетенций «4К»: критического и креативного мышления школьников, коммуникативных умений и умения кооперироваться в работе с партнёрами. В пособии описан опыт семи школ из разных регионов России, которым удалось построить такую среду, а значит, обеспечить условия для формирования навыков будущего. Показаны возможности развития всех компонентов среды: организационно-технологического, пространственно-предметного и социального. В числе конкретных решений, выбранных школами, представлены: формирующее оценивание, проектная деятельность, экспликация образовательного процесса в предметной среде школы, инновационное пространство архитектуры, профессиональные обучающиеся сообщества, совместное педагогическое исследование, школьная культура и уклад жизни школы. Пособие включает рекомендации для региональных учреждений повышения квалификации и администрации школ.

«Кубрик»

Авторы: Михаил М. Лабазов, Михаил Емонтаев, Дмитрий Барьюдин

Трансформируемое модульное пространственное решение – SEL-уголок «Кубрик», разработанный по заказу Фонда как инструмент проектирования и реализации пространственно-предметного компонента ЛРОС, позволяет создавать пространство, функционально приспособленное под разные типы учебной деятельности детей и взрослых, оставаясь при этом комфортным и привлекательным. Основные преимущества КУБРИКА: легкость, безопасность и прочность конструкции, трансформируемость в зависимости от особенностей пространства, многофункциональность, привлекательность в цветовых и архитектурных решениях, ценовая доступность. Познакомиться с концепциями «Кубрика», а также с методическими материалами по работе с инструментом.

Назад