21.08.2020
2833
Статья

Не зубрить, а проживать. Как жить с проектами в школе

Не зубрить, а проживать. Как жить с проектами в школе

Про проектное обучение говорят постоянно, школы рапортуют, что активно внедряют его в практику. Но при этом многие до сих пор путаются: что же такое на самом деле проект и как с ним работать в школе. В итоге проектное обучение превращается в формат «поделки по теме» или «реферат по теме». А ведь суть его совсем в ином. Давайте разберемся.

Что такое проектное обучение?

Проектное обучение — одна из разновидностей взаимодействия учителя и учеников, учеников друг с другом, позволяющая ученикам разобраться в каком-то вопросе и научиться что-то делать самостоятельно.

Проектное обучение — термин, пришедший в образование из бизнеса, где этот крайне эффективный метод достижения конкретных целей существует и применяется довольно давно. В двух словах проект — это временное объединение людей для достижения уникального результата. Ключевые слова тут «временное» и «уникальный».

Проектное обучение строится на том же принципе. То есть любой, в том числе школьный, проект должен обладать двумя главными качествами:

  • Он ограничен во времени (неделя, месяц, четверть и т.п.).

  • После его окончания получается что-то, чего раньше не было.

Это может быть проработанное описание идеи, модель, вещь, конструкция. При их подготовке могут быть задействованы самые разные инструменты и средства — опрос, программный код, рисунок, мероприятие и пр. Некий уникальный результат, который решает конкретную задачу, меняет конкретную ситуацию: было неясно — стало ясно; было неудобно — стало удобно; было невозможно — стало возможно; было рискованно — стало безопасно и т.д.

Результат решает конкретную задачу, меняет конкретную ситуацию.

В начале каждого проекта ставится либо амбициозная цель (покорить Марс), либо ключевой вопрос (понять, как Реконкиста повлияла на дальнейшее развитие Испании), который формулируют для себя участники. Если общий набор тем предлагается учителем, важно, чтобы ученики могли скорректировать их под себя с учетом своих интересов. Движение к этой цели обычно делится на отдельные этапы, каждый участник играет свою роль.

Промежуточные результаты обсуждаются, оцениваются не только учителем, но и самими участниками — таким образом, ко времени окончания проекта можно будет объективно оценить роль и вклад каждого.

1.png

Коллективные проекты могут быть предметные или межпредметные, в них может участвовать в среднем от трех до пятнадцати учеников, они могут длиться от нескольких дней до целого года и, помимо учебных, могут решать и реальные задачи (школы, города). При этом тема проекта так или иначе связана с учебной программой.

Чем проектное обучение отличается от традиционного?

Практически всем. Это не запоминание дат, ведение конспектов, ответы у доски и пятерка или двойка в финале. Это вопросы, ответы на которые надо найти самостоятельно. Это проблемы, которые надо увидеть и решить самостоятельно. Это работа, которую нужно довести до результата, действуя вместе, договариваясь и пытаясь найти компромисс. Потому что, если не договориться, ничего не получится. Наконец, это темы, которые не вызывают вопроса «А зачем мне это?» — это темы, которые увлекают и вызывают азарт («Я хочу это понять», «Я хочу это сделать»).

При выполнении проекта важна постоянная обратная связь с учителем (так называемое «формирующее» оценивание — своеобразное «зеркало», помогающее ученикам определять, где пока слабые места и куда двигаться дальше.

Ученики выполняют проект самостоятельно. Но они ни в коем случае не предоставлены сами себе. Учитель консультирует, показывает возможные развилки; если команда «застряла», предлагает помощь, дает подсказки (но не готовые ответы!).

При выполнении проекта важна постоянная обратная связь с учителем (так называемое формирующее оценивание) — своеобразное зеркало, помогающее ученикам определять, где пока слабые места и куда двигаться дальше. Как спортивный тренер подсказывает подопечному, какие группы мышц задействовать для более совершенного прыжка, так и учитель не просто молча ставит оценки, а участвует в проекте живым содержательным направляющим откликом. Например, учитель может подсказать, каких знаний не хватает ребятам, где об этом лучше почитать и как лучше разобраться; как лучше выстроить взаимодействие в группе, чтобы не возникало конфликтов и чтобы каждый участник выкладывался наиболее продуктивно. Содержательно проектная работа опирается на постижение «больших идей» и «обучение через открытия».

2.png

В чем польза и смысл проектного обучения?

Чтобы ответить на ключевой вопрос проекта, ученики должны самостоятельно его придумать, наметить план действий, распределить обязанности. В итоге должен появиться продукт, который нужно представить учителю, одноклассникам и публично защитить. Бывают и открытые защиты проектов с приглашением учеников других классов, родителей.

Таким образом, главные преимущества проектного обучения можно сформулировать так:

  • Оно помогает детям сформировать привычки, связанные с навыками взаимодействия и коммуникации, критическим и креативным мышлением, самоорганизацией и саморегулированием.

  • Дети лучше и быстрее разбираются в предмете (особенно когда тема проекта задевает, вдохновляет ученика).

  • Проектное обучение учит работать с «открытыми» и неоднозначными вопросами, то есть привыкать к большей степени неопределенности, характерной для реального, «взрослого» мира.

  • Это развивает в детях навык постоянной рефлексии и гибкости: уточнение плана, корректировка таймлайна, оценка собственных действий и действий коллег по команде.

Сложности внедрения проектного обучения в современной российской школе

Все инструменты оценивания результатов в современной российской школе (в том числе ЕГЭ) — это оценивание знания предмета. Что чаще всего все сводится к запоминанию (и иногда трактовке) фактов, о которых рассказал на уроке учитель. Поскольку для школьников и для их поступления в вуз очень важны результаты экзаменов, то учителя стараются подготовить их именно к этому формату.

Способность превращать ситуацию в задачу, умение договариваться, соблюдать сроки, формулировать большие и промежуточные задачи, то есть все, на что обращают внимание специалисты по найму — не оценивается в современной школе вообще.

Такие навыки, как способность превращать ситуацию в задачу, умение договариваться, соблюдать сроки, формулировать большие и промежуточные задачи, то есть все, на что обращают внимание специалисты по найму не оценивается в современной школе вообще и потому остается вне основных интересов учителей, школьников и родителей.

По результатам опроса, проведенного в феврале — апреле 2018 года среди учителей и родителей (4500 учителей из 85 регионов РФ и 3500 родителей из Москвы и Московской области), более 80% учителей считают, что роль школы — передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки — это ответственность семьи и самого ребенка.

Только 29% учителей считают важной для себя задачей научить школьников навыкам совместной работы и сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано или не дано» как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет детям научить учиться.

3.png

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

  1. Необходимо расширить возможности методической поддержки учителей. Наряду с традиционными курсами повышения квалификации выстраивать постоянный неформальный профессиональный диалог в каждой школе, в том числе между учителями разных предметов. Потому что образовательный опыт учеников един, он не раздроблен на пространство отдельных предметов. Соответственно, и учитель должен иметь возможность создавать в пределах школы учебные ситуации, поддерживающие и обогащающие образовательный опыт учеников.

  2. Необходимо разработать методические материалы, помогающие учителям конструировать учебные ситуации, поддерживающие развитие навыков сотрудничества и планирования в ходе проектной деятельности. Такие материалы должны быть разработаны для отдельных предметов и для блоков смежных и взаимообогащающих дисциплин (например, «биология + химия + физика + математика + технология», «русский язык + литература + иностранный язык»). Все они должны выдерживать единую логику в рассмотрении ключевых понятий и динамике развития метапредметных и личностных компетенций.

  3. Задания итоговой аттестации должны быть пересмотрены с учетом изложенных принципов. Только тогда школа сможет не разрываться меж двух огней: готовить к успешной сдаче экзаменов либо давать глубокие знания и современные компетенции. Эти две задачи необходимо соединить в одну.


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании  образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители – и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.


Назад