Программа «Социальный и эмоциональный интеллект»

Программа «Социальный и эмоциональный интеллект» (СЭИ) инициирована Благотворительным фондом «Вклад в будущее» для формирования в России на научной основе системных практик развития у детей дошкольного и школьного возраста способностей распознавать эмоции, а также понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные для эффективного решения практических задач.

СЭИ в настоящее время рассматривается мировым образовательным сообществом как один из ключевых навыков XXI века. Во многих странах осуществляются разработки, которые должны привести к коренным изменениям в учебном процессе, направленным на равномерное распределение внимания педагога и на личностное, эмоциональное развитие ребенка, и на его предметные знания. В России ФГОС школьного образования также содержат личностные образовательные результаты.

В настоящее время есть задачи разработки исследовательского инструментария для осуществления системной оценки этих результатов в школьной практике, а также выработки мер для включения личностных образовательных результатов в приоритетные направления работы российского учителя. Не менее актуальным видится создание образовательных программ, в которые войдут материалы для педагогов, детей и родителей, а также программы личностного и профессионального развития учителей.

В 2016 г. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инициировал разработку образовательной программы «Социальное и эмоциональное развитие детей». Ее авторами стали отечественные ученые под руководством доктора психологических наук, профессора Е.А. Сергиенко. Цель образовательной программы – внедрение эмоционального и социального обучения в образовательный процесс российских школ. Программа опирается на теоретический синтез зарубежных теорий развития эмоционального и социального интеллекта, а также на положения отечественной психологии о социализации ребенка и развитии социальной компетенции, включающей социализацию эмоций.

В рамках международного проекта «Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, EPS) Институтом образования НИУ ВШЭ при поддержке фонда был разработан инструментарий по оценке личностного прогресса в развитии эмоционального и социального интеллекта. Также разработаны, подготовлены к изданию и экспертной оценке комплекты учебно-методических материалов и образовательных программ для дошкольников и школьников, младшей, средней и старшей школ:

  • Учебные материалы и обучающие курсы для педагогов
  • Программы обучения и рабочие тетради для школьников
  • Методические материалы для родителей
  • Инструменты оценки достижений детей
  • Наглядные, раздаточные материалы.

Апробация программы прошла в школах Москвы и Тюмени. Среди ее результатов педагоги отметили формирование у детей способности регулировать собственные эмоции, распознавать эмоции другого человека, избегать конфликтные ситуации, отслеживать причинно-следственные связи, следить за собственным настроением и т.п. Формирование и развитие этих навыков у детей способствовали решению ряда внутришкольных проблем и дефицитов, положительно повлияли на академическую успеваемость учеников. По результатам апробации даны рекомендации для доработки программы и последующего масштабирования обучения социальному и эмоциональному интеллекту в российских школах.

Результаты программы фонда «Социальный и эмоциональный интеллект» легли в основу комплексного решения для развития личностного потенциала педагогов и школьников, которое приведет к содержательным и средовым изменениям в сфере образования на уровне класса, школы, региона и обеспечит устойчивые результаты этих трансформаций – «Программы по развитию личностного потенциал».


Назад