Программа «Финансовая грамотность»

Цель программы «Финансовая грамотность» (далее – «ФГ») - содействие формированию финансово грамотного человека и общества в целом за счёт создания серии доступных образовательных инструментов в области финансов, экономики и права для педагогов, родителей и детей от 5 до 18 лет.

фг.jpg

Мероприятия программы реализуются на четырех уровнях – методологическом, контентном, коммуникационном и ИТ.

Методологический уровень

Ответ на вопрос «Чему необходимо обучать детей в области финансов и с какого возраста?» сформирован в виде карты компетенций, которая является методологической основой для создания любого продукта программы.

К. Д. Климентьев, эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения

«Карта компетенций позволяет легко и грамотно простроить образовательный трек ребенка, охватив все необходимые темы, и увеличивать уровень освоения компетенций постепенно».

На методологическом уровне также разрабатываются продукты для профессиональной деятельности учителей различных предметов, а также педагогов дополнительного образования.

В 2020 году в части методологии планируется разработка контрольно-измерительных материалов для определения уровня знаний по финансовой грамотности, а также методическое пособие для инклюзивного образования.

Контентный уровень

На контентном уровне создаются образовательные материалы для детей, родителей и педагогов с ясным и интересным содержанием, актуальными ситуациями и героями, интерактивным форматом обучения.

1. Курс межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности

Задания интегрируется в программы основного общего и среднего (полного) образования по учебным предметам: «История», «Иностранный язык», «География», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Литература», «Технология», «Обществознание», «Математика». Курс апробирован и передан для использования «Цифровой платформе персонализированного образования для школы» и Сообществу педагогов по финансовой грамотности.

2. Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист»

Состоит из 5 занятий, содержащих обширный познавательный материал по теме финансов, и включает двигательную, командную, речевую и творческую деятельность детей. В процессе занятий участники совершают путешествие по странам и континентам, знакомятся с понятием «финансово-грамотное поведение», получают первый предпринимательский опыт, планируя бюджет на реализацию своей мечты.

Курс разработан в 2019 году участниками «Конференции по финансовой грамотности для педагогов», входит в пакет образовательных материалов «Комплексная программа для внедрения ФГ в школы», используется членами Сообщества педагогов по финансовой грамотности программы «ФГ».

Факты:

  • более 60 педагогов дошкольного образования, начальной школы и педагогов-организаторов уже используют материалы курса.

  • 4 000 детей прошли курс.

  • 70 % воспитанников овладели знаниями и справились с задачами.

На 2020 год запланирована адаптация курса для занятий с детьми с особенностями ментального развития и детьми, оставшимися без попечения родителей.

3. Программа развития финансовой грамотности для воспитанников детских домов

Цель этого проекта, созданного Сбербанком и БФ «Вклад в будущее», - формирование финансово грамотного поведения у выпускников детских домов за счет создания эффективных образовательных инструментов для преподавателей и контента, учитывающего бытовой и психический контекст ребенка. Методика программы основывается на развитии навыков посредством тренировки алгоритмов простых действий: составить список покупок, распланировать бюджет, поговорить с работником банка и др.

В этом проекте БФ «Вклад в будущее» выступает в роли эксперта, обеспечивающего методологию обучения детей и волонтеров, а также разработчиком образовательной программы. 

Экспертами образовательной программы и методики являются представители АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот "Вверх"» и БФ для приемных детей «Шалаш».

Факты:

  • в 2019 году пилотная версия программы апробирована в 6 детских домах.
  • обучение по ней прошли 70 воспитанников Московской, Ивановской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской областей и Хабаровского края.

На 2020 год запланированы обучение волонтеров педагогическому инструментарию для эффективного преподавания курса по финансовой грамотности воспитанникам детских домов и реализация цифровой инфраструктуры в формате платформенного решения. На платформе будет размещен курс обучения волонтёров и инструмент контроля и анализа результатов их деятельности. В будущем предполагается расширить контент курса, включив туда вопросы, связанные с дисциплиной, мотивацией, развитием различных навыков, адаптацией после выпуска из детского дома и др. Платформа позволит сделать программу открытой для всех желающих, обеспечив достойную подготовку преподавателей курса.

Коммуникационный уровень

Благодаря использованию коммуникационных инструментов создано, поддерживается и развивается «Сообщество педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности». Дважды в год для участников сообщества проходят мероприятия по обучению преподавательским методикам и совместной творческой работе над созданием нового контента. Участники, разработавшие актуальный контент, получают возможность выезда на крупнейшие площадки России для его апробации.

Факты:

  • 100 педагогов из 30 регионов России и еще 130 педагогов, отобранных в сообщество в 2018 году, приняли участие в конференции в Москве в 2019 году.

  • 70 педагогов из Республики Татарстан отобрано в сообщество после конференции в г. Набережные Челны в октябре 2019 г.

В 2020 году членам «Сообщества педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности» будет оказываться поддержка фонда, экспертов, менторов и тьюторов программы в реализации собственных проектов. Кроме того, педагоги сообщества получат доступ к пополняемой базе образовательных материалов программы «Финансовая грамотность».

ИТ-уровень

В 2019 году фонд запустил финансовую игру-симулятор «Вклад».

Vklad.png

Игра представляет собой мобильное приложение «Вклад», позволяющее ребенку перенестись во взрослую жизнь и попытаться достичь высокого уровня финансового благополучия, учитывая потребности и интересы всех членов семьи.

Игра симулирует 10 лет жизни. Главная задача игрока - заработать как можно больше денег с помощью различных финансовых инструментов: акций, облигаций, вкладов, а также инвестиций в собственное образование и здоровье. При этом часть средств необходимо направлять на страхование своих активов (как и в жизни, в игре происходят неприятности). Игрокам необходимо следить за лентой новостей, корректируя свои инвестиционные решения.

Игра не требует специальных знаний о финансах, а учит школьников планировать, принимать решения, критически мыслить и оценивать рентабельность своих вложений в условиях, приближенных к реальной жизни.

Факты:

  • 50 000 человек уже установили мобильное приложение;
  • из них 34 500 - активные пользователи;
  • игра попала в ТОП-20 бесплатных приложений в App store и в ТОП-3 Android;
  • на конец 2019 года сыгран 1 млн игр;
  • каждый пользователь в среднем сыграл в игру 23 раза, меняя стратегии более 5 раз от более рискованных до консервативных;
  • рейтинг игры в App store - 4,8, в Google Play - 4,5.

Игра показала высокую степень заинтересованности и вовлеченности аудитории. В отзывах участники рефлексировали по итогам игры, отмечали ее полезность для формирования финансово грамотного поведения.

эксперт
Л.М. Брайнис Директор Благотворительного фонда для приемных детей «Шалаш»
«По-моему, это очень важный курс. Особенно для детей, у которых очень ограниченный опыт взаимодействия с деньгами. Дети, выросшие в детских домах, с большой вероятностью никогда не видели взрослых, которые осознанно взаимодействуют с деньгами (накапливают или вкладывают, понимают хотя бы на базовом уровне работу финансовых инструментов). Я надеюсь, что этот курс поможет хоть немного восполнить недостающий пробел в опыте и навыках».
А. Зеленцова Cтратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
«Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов».
эксперт
О.В. Тихомирова Cоучредитель и директор АНО «Центр равных возможностей для детей - сирот "Вверх"», культуролог, преподаватель культурологии, истории и обществознан
«Новый смартфон или три месяца полноценного питания? При всей простоте, для многих вчерашних детдомовцев выбор совсем не очевидный. Для нас было очень важно участвовать в разработке курса по финансовой грамотности, который поможет избежать многих ошибок и проблем молодым людям, начинающих самостоятельную жизнь».
эксперт
К.Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения, сертифицированный тьютор по финансовой грамотности АПК и ППРО при Министерстве образования РФ, основатель курсов в области финансовой грамотности и предпринимательства для подростков «Prospect»
«Уровень финансовой грамотности оказывает существенное и значительное влияние на благосостояние населения. Неумение грамотно распоряжаться своими доходами и отсутствие простейших навыков планирования, как и непонимание принципов работы большинства финансовых институтов и инструментов, приводят к уязвимости граждан перед финансовыми мошенниками, росту долгов населения и отказу от использования современных финансовых возможностей для сбережения и накопления. При этом, группой населения, от которой напрямую зависит уровень финансовой грамотности населения в будущем, логично являются дети».
Э.И. Мухтярова Учитель истории и обществознания, зам. директора по научно-методической работе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина» г. Набережные Челны Республики Татарстан, заслуженный учитель Республики Татарстан, канд. Филос. наук, региональный тьютор по финансовой грамотности
«Карта компетенций по финансовой грамотности… представлена в наглядном структурированном виде; раскрывает компонентный̆ состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной̆ компетенции) и оценки. Карта компетенций – незаменимый инструмент для учителя. Обращаюсь к ней при разработке новых заданий, составлении проекта учебного плана по финансовой грамотности, а также по ней удобно сверять обеспеченность всех компетенций при реализации образовательной программы по финансовой грамотности».
О.П. Артемова Учитель математики МБОУ «Льговская СШ», Рязанская обл.
«Пользуюсь Курсом межпредметных заданий - очень полезный и удобный инструмент для встраивания актуальных и современных задач в уроки по математике. Дети (5, 6 классов) с удовольствием решают и придумывают свои задания по ходу занятия. Больше всего детям нравятся задачи на "современный лад", то есть из жизненных примеров. Спасибо большое за качественный контент!»
эксперт
Н.Г Дикур, Е.В. Соломкина Старшие воспитатели ГБОУ «Московская международная школа»
«В сентябре 2019 года апробировали материалы Курса «Юный финансист» в подготовительных группах (6-7 лет), курс вызвал большой интерес у детей: занятия разнообразные, творческие, активные и познавательные. В результате дети успешно и с удовольствие разрабатывают «Личный финансовый план» по достижению своей мечты».
эксперт
Е.Ю. Назарова Старший воспитатель ГБОУ школа № 2103, г. Москва
«Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист» - практическое пособие, которое в результате его прохождения и применения полученных знаний на практике научит детей старшего дошкольного возраста грамотно распределять семейный бюджет и оперировать наличными деньгами, а с возрастом, применяя полученные знания и навыки, «юные финансисты» станут успешными, финансово независимыми людьми и хозяевами своей судьбы».
эксперт
З.В. Редько Директор МАОУ «Лицей № 78 им А.С. Пушкина», г. Набережные Челны
«Высокий профессионализм, доброжелательность, умелое выстраивание образовательного пространства - всё это о команде руководителей, экспертов и модераторов Конференции. Благодаря насыщенной программе Конференции, учителя смогли получить компетентную, полезную и необходимую информацию, познакомились с различными подходами в реализации программ по финансовой грамотности, получили ответы на интересующие вопросы в области функционирования финансовых институтов. Выражаем слова искренней благодарности организаторам Конференции — профессионалам в сфере реализации программы "Финансовая грамотность"!»

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я

Новости

Мобильное приложение «Вклад» стало площадкой для онлайн-турнира по финансовой грамотности среди московских школьников

11 декабря 2020

Мобильное приложение «Вклад» стало площадкой для онлайн-турнира по финансовой грамотности среди московских школьников

Узнать больше
Деловые игры по финансовой грамотности для детей от фонда «Вклад в будущее» на Всероссийской неделе финансовой грамотности

28 октября 2020

Деловые игры по финансовой грамотности для детей от фонда «Вклад в будущее» на Всероссийской неделе финансовой грамотности

Узнать больше
Цифровая платформа для волонтеров детских домов заработает в России

26 августа 2020

Цифровая платформа для волонтеров детских домов заработает в России

Узнать больше
Цифровой марафон финансовой грамотности

14 июля 2020

Цифровой марафон финансовой грамотности

Узнать больше
Сообщество педагогов по финансовой грамотности продолжает работу

25 марта 2019

Сообщество педагогов по финансовой грамотности продолжает работу

Узнать больше
В России создается сообщество педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности в школах

14 февраля 2019

В России создается сообщество педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности в школах

Узнать больше

Библиотека