22.08.2020
3985
Статья

Зачем нам что-то менять? Что важно знать родителям о школьном образовании

Как сейчас устроено образование и чего в нём не хватает, что такое PISA, зачем нужны универсальные компетентности и почему они должны стать частью школьной программы — объясняем родителям школьников.

989eac24a57b9a40a8fbed493a93ebcc.png

Как измеряют образование

«Российские школьники опустились еще ниже в рейтинге PISA» — если вы хоть сколько-нибудь интересуетесь образованием, то точно видели такие новости. В частности, по итогам 2018 года наши школьники потеряли позиции по читательской и естественно-научной грамотности (за исключением детей из московских школ). Так что же это такое и почему мы обращаем внимание на это исследование?

PISA — Programme for International Student Assessment — это международная программа по оценке образовательных достижений, оценивающая разные грамотности школьников. Слово «грамотность» здесь использовано в широком смысле, то есть не просто знание о чем-то, но и понимание действия, умение его использовать. Программа оценивает математическую, естественно-научную, читательскую, финансовую грамотность школьников, их креативность. Оценивание проводится раз в три года.

Что показывают результаты? То, чему реально научились дети в школе, а не что они механически зазубрили. Она показывает, насколько школьники не просто умеют читать, а читать и понимать написанное (а это важнейший навык, без которого невозможно по-настоящему освоить ни один школьный предмет).

Ну и что с того нам, родителям? Естественно, каждому конкретному родителю не стоит выписывать места в рейтинге. Но для всех нас — и родителей, и педагогов, и специалистов в области образования — эти результаты — маркер состояния нашего школьного образования. Именно ради этого и работает Программа: она позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года, понять, куда идти дальше, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

2_cut.png

Но все-таки: как это меня касается?

Это касается наших детей. Уже сейчас мы видим, что больше нет прямой и понятной траектории «успеха»: отличные отметки в школе, вуз, красный диплом, точно получишь хорошую работу. Мы видим вокруг себя десятки примеров, как люди без высшего образования делают яркие и работающие проекты. Видим и как те, кто получил красный диплом и вроде бы все освоил, не могут найти работу или работают далеко не по своему профилю. Почему так происходит? Потому что помимо «жестких навыков» (та самая «усвоенная программа»), важны стали и другие, которым школа не умела, да и сейчас не всегда умеет учить. Недостаточно многое запомнить. Важно, опираясь на эти знания, научиться думать самостоятельно, общаться с людьми и решать с ними общие задачи, находить решения в нестандартных ситуациях, уметь разбираться в самом себе, уметь самостоятельно учиться и иметь к этому интерес. Словом, знания необходимо дополнить компетентностями — мышления; взаимодействия с другими людьми и с собой.

Результатом должен стать не просто выпускник с высоким баллом ЕГЭ, а человек, который учится с удовольствием, способен думать и действовать ответственно и креативно, как самостоятельно, так и вместе с другими людьми.

Многие возражают: этому нельзя научить в школе! Однако это не так. Всё это может давать школа — наряду с крепкими знаниями. Но чтобы это получилось, необходимо изменить «учебные ситуации», которые предлагает ребенку школа: изменить задания, изменить подходы к постижению нового знания, изменить формат работы учителя с учениками.

Результатом должен стать не просто выпускник с высоким баллом ЕГЭ, а человек, который учится с удовольствием, способен думать и действовать ответственно и креативно, как самостоятельно, так и вместе с другими людьми.

3_cut.png

Но я же ни на что не могу повлиять

Да, напрямую родители не могут влиять на то, что происходит в школе и в системе образования. Наверное, этого и не требуется: далеко не каждый родитель хочет и может этим заниматься — ведь все-таки это дело профессиональных учителей, а не случайных энтузиастов.

Тем не менее родители и школа в последнее время постоянно спорят, постоянно недовольны друг другом.

Чем же недовольны родители? Детям неинтересно учиться, дети перегружены домашними заданиями, ребенок пытается обхитрить учителя, списать, учебники непонятные, вместо глубоких знаний идет натаскивание на тесты… Знакомо?

Откуда возьмется мотивация, как учителю заинтересовать ребенка? Предлагать такие задания, в которых от ребенка требуется активный вклад.

А что можно сделать? Учителя и родители должны договориться, какова роль учителя, какова роль ученика и какова роль родителей. Важно, чтобы все участники понимали: задача не в том, чтобы протащить ребенка через тесты, а в том, чтобы он научился быть самостоятельным, научился думать и действовать, научился учиться. Для этого ребенку нужна мотивация (интерес) и поддержка. Контроль (то есть внешнее принуждение) не работает на долгую перспективу — и наглядный пример у нас перед глазами: в дистанционном обучении без жесткого контроля учителя многие дети перестали учиться.

Откуда возьмется мотивация, как учителю заинтересовать ребенка? Предлагать такие задания, в которых от ребенка требуется активный вклад. Одно дело — вставить пропущенные буквы в ничего не значащем для него списке слов, другое — с помощью этих слов что-то объяснить однокласснику. Одно дело — повторить действие много раз, не понимая, где и как его можно использовать, другое — получить заготовку, описание желаемого результата и самому искать способ, как превратить заготовку в этот результат (и как изменить свои действия, если хочется получить немного другой результат). Да, родители вправе ожидать таких заданий от учителей, а учителя должны научиться работать с такими заданиями.

4.png

Оценки — пятерки или двойки — полезны для поддержания мотивации? Возможно, да. Но их недостаточно. Для поддержания интереса ребенку нужен содержательный отклик: «Ты задал очень точный вопрос к задаче, но немного напутал в счете», «Мне очень понравилось твоя метафора для описания ручья». Да, дети и родители вправе ожидать таких откликов — и на домашние задания, и на работу в классе. С такими откликами даже в дистанционном обучении дети справляются лучше. А по итогам года или четверти нужен развернутый структурированный рассказ о том, что у ребенка получается хорошо, а что пока не очень и к чему стремиться.

Но я все равно не смогу разобраться в образовательных стандартах, учебники написаны сложно — они только для специалистов?

Нет. По всем предметам образовательные стандарты должны быть написаны так, чтобы обычный родитель без труда мог понять задачи каждого предмета и чему должен научиться ребенок, а главное — какие основные идеи должны оставаться в голове ребенка, когда мелкие детали забудутся. Родители вправе требовать понятного изложения этих текстов от школы и от органов управления образованием. Образовательный стандарт из чужого и непонятного должен стать своим и близким.

Важно понять, что качественные изменения могут быть только тогда, когда родители и школа начнут работать вместе. Как показывает опыт стран, которые смогли серьезно улучшить учебный опыт своих школьников, одно из важнейших условий успеха — вовлеченность родителей, которые понимают и разделяют задачи школьного обучения. Например, в Канаде, где образование было успешно реформировано, одним из главных элементов в работе над «новой школой» было вовлечение родителей, включая выделение грантов на работу родительских организаций. Родители активно принимали участие и в разработке новой образовательной программы в Финляндии, которую так часто ставят всем в пример.

Узнать больше о том, что именно должны знать родители об образовании, можно в исследовании НИУ ВШЭ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.

Назад