Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» стал организатором круглого стола на IX Международном форуме по педагогическому образованию в Казани

24–26 мая 2023 года в Казани прошёл уже IX Международный форум по педагогическому образованию ― важнейшее событие педагогического сообщества, объединившее участников из России, ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках мероприятия Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом UNESCO по информационным технологиям был организован круглый стол «Образование для здоровья, образование для психологического благополучия: объединяем подходы».

Модерировал дискуссии круглого стола Пётр Положевец, исполнительный директор Фонда «Вклад в будущее».

Круглый стол проводился в контексте заявленной проблематики форума IFTE «Психология развития субъектов образовательной среды: теории и практики сопровождения и поддержки психологического благополучия». В ходе дискуссии были рассмотрены ключевые факторы и инструменты укрепления здоровья и благополучия детей и подростков в современной школе на примере международных рекомендаций и практик России, Белоруссии, Армении, Казахстана. 

Участниками круглого стола стали представители ЮНЕСКО, ВОЗ, а также зарубежных и российских образовательных организаций. Они ознакомились с ключевыми стратегиями ООН, международными руководствами и глобальными данными о здоровье и благополучии школьников, а также обсудили подходы к созданию и поддержанию здоровой, инклюзивной и безопасной учебной среды в образовательных учреждениях. 

Др. Венкатраман Чандра-Мули, руководитель отдела здоровья подростков ВОЗ, выступая с докладом «Роль школы в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Глобальные Стандарты для школ, способствующие укреплению здоровья», отметил: «Нам необходимо развивать ключевые навыки подростков, чтобы они могли лучше контролировать себя и свою жизнь. В рамках школьного образования необходимо предоставлять информацию, медицинские услуги и консультирование, создавать безопасную, доверительную и благоприятную среду, в которой дети смогут чувствовать себя комфортно. И это задача не только для семьи, но и для школы, педагогов, известных людей, политиков, управленцев».

Мэри Гуин Делани, старший специалист, Образование в сфере здоровья, ЮНЕСКО представила доклад «Безопасная, инклюзивная и эффективная среда обучения для всех, способствующая формированию знаний, личностных и социальных навыков для жизни и сохранения здоровья», отметив: «Здоровье и благополучие (физическое и психическое) ― нечто большее, чем отсутствие болезней и предотвращение рисков. Речь идёт о том, какими дети выйдут во взрослую жизнь, смогут ли преодолевать проблемы, строить своё будущее. В школах и других учебных заведениях можно создать условия для решения проблем психического здоровья и психосоциального благополучия детей и подростков. Нашей целью является формирование благоприятной среды обучения, где все учащиеся и педагоги будут чувствовать, что их принимают, поддерживают и ценят. Это важно, возможно и выполнимо».

Елена Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, выступила на тему «Национальные приоритеты в подготовке наставников, основанные на персонализированном подходе и психологической поддержке обучающихся», подчеркнув: «Главным приоритетом школьного образования является благополучная среда обучения. Мы множество раз сталкивались с примерами влияния негативной среды в школе на здоровье ребёнка. Общая атмосфера влияет не только на продуктивную работу в школе, но и на общее состояние детей. Для того чтобы воспитать ребенка, нужна целая страна. Поэтому возлагать воспитание в рамках здоровья и благополучия мы должны не только на школу, но и на родителей, на социум вокруг детей. Совместными усилиями мы должны сделать субъектом благополучия самого ребёнка, научить его самостоятельно заботиться о себе и своём здоровье. И тогда мы сможем воспитать культуру ЗОЖ в будущем поколении».

Елена Дирюгина, руководитель направления «Методология и перспективные исследования» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», подробно рассказала о результатах исследований, реализованных в рамках Программы по развитию личностного потенциала и нацеленных на выявление ключевых факторов и характеристик образовательной среды и деятельности педагога, влияющих на успешность и психологическое благополучие каждого ребёнка как в настоящем, так и в будущем, во взрослой жизни.

Тигран Епоян, региональный советник ЮНЕСКО по образованию и здоровью, рассказал о развитии образовательных программ по вопросам здоровья и благополучия в странах Восточной Европы и Центральной Азии и поделился опытом создания анимационных роликов по тематике ЗОЖ совместно с YouTube-каналом «Научпок».

Виталий Никонович, эксперт ЮНЕСКО, специалист по социальной работе и педагогическому дизайну, подготовил доклад о тренингах личностного роста и здорового образа жизни, которые недавно проходили в Республике Беларусь. На платформе eduhub.pro, экспертом которой является Виталий, на регулярной основе проходят онлайн-курсы и вебинары для специалистов, которые работают с подростками и их родителями.

Алмагуль Мухамедханова, ассоциированный профессор, главный научный сотрудник Института непрерывного образования Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, Казахстан, поделилась информацией о курсе «Глобальные компетенции», разработанном для изучения этики и этикета, безопасности жизнедеятельности, патриотизма и др.

Айгуль Ракижанова, старший научный сотрудник Методического центра г. Астана, Казахстан, продолжила рассказ о курсе «Глобальные компетенции». В контексте тематик, представленных курсом, она рассказала о видеороликах для проведения занятий по ЗОЖ, а также о руководстве для педагогов, помогающем внедрить такой формат обучения в учебные занятия, чтобы упростить обсуждение тем, волнующих подростков.

Марина Мелкумова, эксперт по ЗОЖ, Институт здоровья детей и подростков, Армения, рассказала о том, как в Армении проводятся уроки по ЗОЖ, а также о влиянии этого стандарта на учеников средней и старшей школы.

Все участники были едины в мнении ― инвестиции в здоровье и благополучие приносят отдачу не только «здесь и сейчас», но и в отдалённой перспективе. Забота о себе, своём здоровье и благополучии ― одна из главных идей, которая должна доноситься до современных школьников. Реализация любых программ, направленных на обучение детей здоровому образу жизни, требуют коллаборации разных субъектов системы образования: педагогов, обучающихся и их семей. Целостный подход, учитывающий и физическое здоровье, и психологическое благополучие учащихся, может стать наиболее эффективным способом использования имеющихся ресурсов и помочь добиваться поставленных целей.

эксперт
Пётр Положевец Исполнительный директор Фонда «Вклад в будущее».

«Формирование у обучающихся знаний, мотивации и навыков для безопасного и здорового образа жизни является важной задачей современного образования. Инвестиция в здоровье и благополучие повышает вероятность того, что современные школьники вырастут более здоровыми и продуктивными взрослыми, что скажется и на следующем поколении. Зачастую программы, направленные на физическое здоровье и психологическое благополучие, рассматриваются и реализуются отдельно. Однако мы хотели бы обратить внимание на комплементарность их целей, подходов и условий реализации. Психологическое благополучие выступает в качестве буфера, препятствующего соматическим и психическим заболеваниям, является предпосылкой для осознанного и устойчивого следования здоровому образу жизни. Именно поэтому работа нашего фонда направлена в том числе на то, чтобы как можно больше детей могли обучаться не только академическим наукам, но и жизненно важным навыкам».

Назад
Новости