Программа «Цифровые навыки и компетенции»

Программа направлена на развитие цифровых навыков у школьников, чтобы дети могли уверенно ориентироваться в новом цифровом мире, иметь необходимые знания и умения, в том числе в области искусственного интеллекта и машинного обучения.

Hak_225.jpg

О программе

Работа программы нацелена на то, чтобы школьное образование не отставало от мирового прогресса, формировало интерес к новым технологиям и давало возможность получить необходимые для цифрового мира знания.

«Мы считаем, что уже сегодня в школе важно развивать новые грамотности. И цифровая – одна из них. Но еще более важно, чтобы школьники не только свободно ориентировались в цифровой среде, но получили знания, навыки и умения, нужные для производства и работы с технологичными продуктами, и научились эффективно их использовать. Это позволит сформировать актуальное для цифровой эпохи мышление». 

Марина Михайлова, программный директор БФ «Вклад в будущее»

Академия искусственного интеллекта для школьников

Академия искусственного интеллекта для школьников – флагманский проект программы «Цифровые навыки и компетенции», реализуемый при поддержке Сбербанка.

Цель проекта – формирование у школьников интереса к технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, а также развитие необходимых для этой сферы навыков.

Деятельность проекта направлена на просвещение, разработку образовательного контента и его внедрение в школьную программу, а также проведение соревнований по машинному обучению среди школьников.


Просветительские проекты

Проект «Академия искусственного интеллекта для школьников» начался с серии просветительских уроков, которые провели специалисты Сбербанка по всей стране. Практикующие data scientist’ы рассказали школьникам и учителям о новых технологиях в Москве, Московской области и 7 других регионах страны.

В 2018-2019 учебном году программа охватила более 3,7 млн школьников в рамках Всероссийской акции «Урок Цифры»  и 800 000 школьников в рамках Недели высоких технологий и технопредпринимательства. По всей стране прошли вводные уроки, благодаря которым ученики узнали о роли искусственного интеллекта в современном мире, познакомились с машинным обучением и даже смогли сделать первые шаги в качестве data scientist'а, обучив робота распознавать животных или построив свою первую нейросеть. Посмотреть уроки и самому попробовать выполнить предложенные задания можно на сайте Академии.

«Искусственный интеллект — это новая реальность и компетенции, связанные с ним, обязательны для специалистов будущего. Благодаря проектам "Урок цифры" и "Академия искусственного интеллекта" с основами ИИ познакомились 3,7 миллиона школьников по всей России. Сбербанк будет и дальше развивать эти проекты, чтобы как можно больше учащихся получили возможность изучать это сверхактуальное направление».

Герман Греф, Президент, Председатель правления Сбербанка

Gref.jpg
Г.О. Греф на церемонии открытия хакатона AI-Academy 2019


Образовательные материалы

В рамках второго этапа программы были разработаны учебные материалы по машинному обучению и основам программирования на Python. В настоящий момент они проходят апробацию в школах 7 регионов: Москвы, Республики Татарстан, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Новгородской, и Липецкой областей.

После завершения апробации и доработки материалов на основании полученной обратной связи на сайте Академии будут доступны для скачивания:

  • Просветительские уроки для 5-6 классов, рассказывающие о применении технологий искусственного интеллекта в разных сферах деятельности человека. В комплект каждого урока входят презентация и методические карты для учителя. Курс предполагает 7 уроков.

  • Модуль по основам искусственного интеллекта и машинного обучения, встраиваемый в программу уроков для 7-8 классов. В течение 10 занятий ученики разберут темы «Введение в машинное обучение», «Данные», «Описательная статистика», «Визуализация» и подготовят финальный проект. В комплекте каждого урока есть презентации, методические рекомендации для учителя и материалы для практических занятий.

  • Факультативный курс по машинному обучению, который рассчитан на учеников 8-11 классов. В ходе занятий ученики знакомятся с основными алгоритмами и методами машинного обучения. По завершении курса им предстоит финальный проект – разработка приложения по рекомендации фильмов на основании предпочтений пользователя.

«Относительно недавно тема больших данных стремительно перешла от исследовательских разработок к полномасштабному промышленному использованию. В силу большой инертности система образования (высшего и, особенно, среднего) оказалась не готовой к адаптации передового практического опыта и включению его в существующие учебные программы. Многие учителя и преподаватели, будучи профессионалами в педагогике, оказались в затруднительном положении при попытках самостоятельного изучения новейших методов машинного обучения, анализа больших данных, создания нейронных сетей и т.д.

Считаю, что работа фонда в данном направлении существенно облегчает работу учителей и преподавателей, стремящихся повысить качество учебного процесса, предоставляет доступ к актуальному адаптированному контенту и способствует широкому распространению современных ИТ в сфере образования».

Дмитрий Богданов, учитель информатики Школы №1474 г. Москвы, 
координатор и преподаватель проектов «Яндекс.Лицей» и «ИТ школа Samsung»

Соревнования

Одним из ключевых мероприятий каждого этапа программы становится ежегодный хакатон AI-Academy, в котором школьники могут применить свои навыки анализа данных и выиграть ценные призы.

За 2 года существования проекта география соревнования расширилась с 60 до 84 регионов России и 12 стран – Китая, США, Франции, Киргизии, Казахстана, Республики Беларусь, Финляндии, Украины, Латвии, Эстонии, Чехии, Грузии. Было прислано более 42 300 решений соревновательной задачи.

II Хакатон Академии искусственного интеллекта для школьников

В 2019-2020 учебном году ежегодное соревнование Академии искусственного интеллекта для школьников проходит в рамках Олимпиады КД НТИ. В ходе нового направления Олимпиады «Искусственный интеллект» (2 уровень РСОШ) участники смогут показать свой уровень знаний по математике и информатике, а также попробовать себя в решении настоящих бизнес-задач. Так, на отборочном этапе им предстоит построить алгоритм, который предсказывает, к какой возрастной группе относится клиент банка на основе данных о его покупках.

Финал, где определятся победители, состоится 4-6 марта в Хорошколе (г. Москва). Участники 5 лучших команд помимо традиционных призов впервые получат приглашение на стажировки от Сбербанка в сфере Data science. Также победители Олимпиады получат преимущества при поступлении в вузы (100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов).

Hak_190.jpg  Hak_244.jpg













Хакатон AI-Academy 2019, 20.04.2019

«Когда мы начинали Академию, то даже не предполагали, как много школьников уже интересуются машинным обучением. Благодаря этому проекту мы находим талантливых ребят по всей России, таким образом "выращивая" профессиональный кадровый резерв в области анализа данных и искусственного интеллекта».

Нонна Шахова, data scientist, эксперт Академии искусственного интеллекта для школьников

Работа с педагогами

Мы убеждены, что технологии искусственного интеллекта и машинного обучения в будущем займут одну из ключевых позиций в жизни общества, поэтому активно способствуем внедрению их в школьные учебные программы.

Для педагогов, которые разделяют нашу позицию, команда Академии постоянно разрабатывает новые образовательные продукты, курсы повышения квалификации и другие инициативы в сфере искусственного интеллекта.

В настоящий момент эксперты Академии и МГПУ разрабатывают курс повышения квалификации для учителей по машинному обучению. По завершении курса педагоги смогут не только погрузиться в тему и свободно использовать образовательные материалы, разработанные экспертами Академии, но и создавать собственные уроки.

448A5767.jpg
Г.О. Греф на конференции «Урок цифры» для учителей, 31.10.2019

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад

Библиотека

Дайджест

Как научиться учиться: работа с информацией, управление собой и эффективные коммуникации

Узнать больше
Дайджест

Путь к мечте: как стать счастливым, ставить цели и поддерживать энергию для движения вперед

Узнать больше
Дайджест

Что значит «быть грамотным»: как оставаться компетентным в век информационных технологий

Узнать больше
Видео

Цифровая гигиена: влияние современных технологий на развитие когнитивных навыков детей

Любовь Стрельникова

Узнать больше
Дайджест

Цифровые джунгли: правила самосохранения

Узнать больше
Видео

Метапознание: как правильно использовать знания о своих способностях

Мария Фаликман

Узнать больше
Видео

О персонализированном обучении и цифровой школьной среде

Алексей Семенов

Узнать больше
Видео

Образование и учитель будущего. Проектно-ориентированное обучение

Дэвид Росс

Узнать больше
Видео

Быстрое и медленное чтение: мифы и реальность, возможности применения

Ирина Ландо

Узнать больше
Книга

Язык жизни: ненасильственное общение (как изменить отношения с людьми на позитивные)

Маршалл Розенберг

Узнать больше
Видео

Конференция ARTIFICIAL INTELLIGENCE JOURNEY (Москва, 8-9 ноября 2019)

Узнать больше
Подборка

Навыки XXI века глазами художников (иллюстрации)

Узнать больше
Книга

Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы

Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Е.И. Лебедева, А.Ю. Уланова, Е.М. Дубовская

Узнать больше
Тест

Тест «Сила внутренних убеждений»

Узнать больше
Подборка

Учить учиться: библиотека

Екатерина Патяева

Узнать больше
Отчет

Формирование современной образовательной среды

Узнать больше
Подборка

Над пропастью неопределенности: личностный потенциал как балансир развития (журнал «Образовательная Политика»)

Узнать больше
Видео

Финансовая грамотность для детей: Копить нельзя потратить

Узнать больше
Видео

Финансовая грамотность для детей: Новый учебный год — новые траты

Узнать больше
Видео

Финансовая грамотность для детей: День рождения - самостоятельное планирование

Узнать больше